Игры на развитие мышления ребенка. Часть 3

Игры-на-развитие-мышления-часть-3
26.«Поезд»
Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка — «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными.
Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены.
Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

27.«Назови слова» (развитие гибкости мышления)
1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).
2. Зверей.
3. Домашних животных.
4. Наземный транспорт.
5. Воздушный транспорт.
6. Водный транспорт.
7. Фрукты.
8. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

28. Анализ-синтез
1. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки.

2. «Ну-ка, отгадай».
Материал: карточки с изображением различных предметов.
1) Водящий загадывает один из них.
Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Вопросы:
Из этого предмета можно пить? Нет.
У него есть ручки — ножки? Нет.
На нем можно плавать по морю? Нет.
На нем можно ездить? Да.
Он ездит по рельсам? Да.
Это паровоз? Да.
Количество вопросов 8-10. Если не угадали — менять.
2) То же, только две подгруппы детей, одни загадывают — другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».
3) Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».
4) Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

3. «Найди предметы».
Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.
«Растет на дереве, можно есть» — «яблоки и вишни».

4. «Найди общие признаки у предметов».
«Рыбка и лодочка — плавают».

5. «Узнай по описанию, что это?»
«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

6. «Загадки».
«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков — отгадка). Описание — «анализ», отгадка — «синтез».

7. «Описание предмета».
Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.
Отгадать, что это за дерево.

29. Затрудненные ситуации (Принятие решения и планирование)
1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

30. Подбор слов по аналогии
1) корова — теленок
курица — (цыпленок)
кошка — (котенок)
2) ночь – луна
день — (солнце)
3) снег — лыжи
лед — (коньки)
4) начало – конец
день – (ночь)
5) морковь — огород
яблоко — (сад)
6) футбол — мяч
хоккей – (шайба)
7)заяц — кролик
рысь — (кошка)
8) пароход — море
самолет – (небо)
9)зима — холодно
лето — (тепло, жарко)
10) лошадь – скачет
заяц — прыгает

31. Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.
1. Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?
2. Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?
3. Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

32. Сериация.
1) Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех. (Вася)
2) Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого
самые светлые волосы? (Коля)
3) Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша)
4) Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:
1) Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?
2) Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?
3) Костя выше Пети. Кто ниже?
4) Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?
5) Катя внимательнее,, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).
6) Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)
7) Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

33. Критичность познавательной деятельности.
«Бывает — не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок
должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
1. Папа ушел на работу.
2. Поезд летит по небу.
3. Кошка хочет есть.
4. Человек вьет гнездо.
5. Почтальон принес письмо.
6. Зайчик пошел в школу.
7. Яблоко соленое.
8. Бегемот залез на дерево.
9. Шапочка резиновая.
10. Дом пошел гулять.
11. Туфли стеклянные
12. На березе выросли шишки.
13. Волк бродит по лесу.
14. Волк сидит на дереве.
15. В кастрюле варится чашка.

34. Понятийное мышление.
«Закончи предложение»
1. Лимоны кислые, а сахар…
2. Собака лает, а кошка…
3. Ночью темно, а днем….
4. Трава зеленая, а небо…
5. Зимой холодно, а летом….
6. Ты ешь ртом, а слушаешь…
7. Утром мы завтракаем, а днем…
8. Птица летает, а змея…
9. Лодка плывет, а машина…
10. Ты смотришь глазами, а дышишь…
11. У человека две ноги, а у собаки…
12. Птицы живут в гнездах, а люди…
13. Зимой идет снег, а осенью…
14. Из шерсти вяжут, а из ткани…
15. Балерина танцует, а пианист…
16. Дрова пилят, а гвозди…
17. Певец поет, а строитель…
18. Композитор сочиняет музыку, а музыкант….

35. Последовательность событий.
1) «Кто кем (чем) будет?»
Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
2) «Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:
цыпленок — яйцом;
лошадь — жеребенком;
корова — теленком;
дуб — желудем;
рыба — икринкой;
яблоня — семечком;
лягушка — головастиком;
бабочка — гусеницей;
хлеб — мукой;
птица — птенцом;
овца — ягненком;
шкаф — доской;
велосипед — железом;
рубашка — тканью;
ботинки — кожей;
дом — кирпичом;
сильный — слабый;
мастер — ученик;
листок — почкой;
собака – щенок.


Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика